Трагедия на Крите

Категория: Страшно интересно, Дата: 11-05-2012, 00:00, Просмотры: 0

Всех подробностей трагедии, происшедшей на острове Крит в невообразимо далеком прошлом — тридцать семь веков тому назад, — мы не узнаем никогда. Но о некоторых фактах можно говорить с полной уверенностью.

В тот роковой день весь остров содрогался от страшного землетрясения. В одном из минойских храмов верховный жрец попытался остановить неотвратимую развязку отчаянным, крайне редко совершаемым актом. Богам, во славу которых был воздвигнут этот укрытый в горах храм, он предложил наивысшую жертву — человеческую жизнь.

Но боги не приняли жертву. Едва жрец успел извлечь бронзовый ритуальный нож из глубокой раны на шее юноши, лежащего на жертвенном алтаре со связанными руками и ногами, как очередной мощный толчок обрушил крышу и каменные стены храма. Под обломками погиб и жрец, и двое служителей храма — юная девушка и пожилой мужчина, который нес в руках священную вазу, использовавшуюся для сбора крови жертвенных животных.

В довершение катастрофы руины храма охватило пламя. В Древней Греции землетрясениям почти всегда сопутствовали пожары, потому, что источниками света в помещениях в те времена служили масляные лампы.

Раскопать древний храм и восстановить картину происшедших в нем событий удалось группе греческих археологов. Возглавляли ее директор Музея Крита в городе Ираклионе, крупнейший знаток Минойской культуры и религии Янис Сакелларакис и его жена Эфи Сакелларакис, научный консультант Американской школы классических знаний в Афинах.

Открытие археологов, о котором стало известно в 1981 году, через три года после начала раскопок, произвело настоящую сенсацию, причем не только среди ученых, но и среди «простого народа» Греции. Впервые было получено неопровержимое доказательство того, что во времена бронзового века, в эпоху Минойской культуры на Крите практиковались человеческие жертвоприношений. До тех пор всем грекам со школьной скамьи внушали, что древние жители Крита были приверженцами миролюбия и красоты, носителями высокой нравственности и что они содрогнулись бы от одной мысли о таком варварском ритуале, как принесение в жертву человеческой жизни. Однако в данном случае факт исполнения «варварского ритуала» был доказан весьма убедительно. Расположение скелетов, заваленных рухнувшими конструкциями храма, неестественная поза одного из них и лежащий рядом жертвенный нож позволили ученым безошибочно восстановить картину событий, происшедших в те далекие роковые мгновения.

Храм представлял собой просторное здание, в нем было три отдельных помещения и коридор. В центральной части здания находился алтарь, представлявший собой грубо обработанный обломок скалы. Само святилище располагалось в долине среди гор с многочисленными, но не очень глубокими пещерами. Окрестные жители называют эту местность Анемоспилия, что значит «пещеры ветров».

Рядом с местом раскопок стоит современная деревня Арканес, а всего в семи километрах к югу находится главная археологическая достопримечательность Крита — развалины древнего города Кносса с великолепным царским дворцом. Этот город 5000 лет тому назад был столицей Кносского царства — могущественной морской державы, подчинившей себе большую часть Древней Эллады.

Основал державу, по преданию, легендарный царь Минос, по имени которого и получила свое название Минойская культура. Еще Минос прославился тем, что, когда его жена, «согрешив» со священным быком бога Посейдона, родила чудовище — полубыка-получеловека — Минотавра, Минос запер его в лабиринте и обязал покоренные Афины регулярно присылать на съедение чудовищу по семь юношей и девушек. Афинский герой Тесей решил избавить сограждан от этого кровавого бремени. Он проник в лабиринт и убил Минотавра. Найти обратную дорогу из лабиринта ему помогла Ариадна, дочь Миноса. Провожая Тесея на подвиг, она дала ему клубок ниток, конец которых был привязан у входа в лабиринт (отсюда выражение «путеводная нить Ариадны»).

Уже в первые годы после начала раскопок храма было найдено большое количество предметов, позволяющих уточнить и дополнить существующие представления о религиозных ритуалах, культуре и быте людей, живших на Крите 3700 лет тому назад.

Археологам удалось собрать, а реставраторам сложить в единое целое найденные на территории храма фрагменты многих жертвенных и обиходных сосудов. В их числе собранная из 105 осколков ритуальная керамическая ваза, которую заполняли кровью принесенных в жертву животных и которую, судя по расположению скелетов на полу храма, служитель нес к алтарю, где лежал истекающий кровью юноша. Вазу украшает рельеф с изображением быка, раскрашенного в различные цвета. Изящная миниатюрная чаша в руках у Яниса Сакелларакиса также украшена сложным и мастерски выполненным рельефом.

Некоторые находки задали ученым непростые загадки. Одна из них — женские фигурки-идолы, почему-то лишенные глаз. Их нашли в раскопе неподалеку от руин храма. Впервые такие нарочито примитивные фигурки были обнаружены на одном из мелких островков вблизи острова Делос, находящегося к северу от Крита в Эгейском море и известного руинами величественного храма бога Аполлона. Фигурки лежали между камней в минойской гробнице. Предполагается, что они представляли собой либо жертвенное приношение богам, либо дар усопшим. Похоже, что перед тем, как положить фигурки на предназначенное для них место, их намеренно разбивали. С какой целью — остается непонятным.

В очередной раз столкнулись ученые и с еще одной загадкой, уже много лет не дающей покоя историкам и лингвистам. На глиняных черепках, найденных при раскопках храма, нередко виднелись значки так называемого линейного письма А крито-микенской письменности. Она принадлежит к самым древним системам письма, ей уже больше 6000 лет. Ученые проследили целых три этапа развития этой письменности: иероглифическое письмо, линейное письмо А и линейное письмо Б. Линейное письмо совершеннее иероглифического: в нем используются не рисунки (иероглифы), а условные геометрические знаки — прообразы букв. До сих пор специалисты сумели расшифровать только линейное письмо Б. В древности оно послужило основой письменности архаического греческого языка.

Немалую ценность — в научном и материальном отношении — представляет собой найденное на территории храма золотое кольцо-печатка. На нем изображена богиня, а рядом с ней человек, пригибающий к ее голове ветви священного дерева, растущего около трехступенчатого храма. Не меньший интерес вызвали у историков Минойской культуры и ожерелья, изготовленные древними ювелирами из золота, «заморских» драгоценных камней, а также из розочек, искусно вылепленных из окрашенного в синий цвет стекла, которое предварительно разогревали до пастообразного состояния.

Высокую оценку археологическим находкам Яниса и Эфи Сакелларакисов дал известный американский историк и писатель Джозеф Олсоп, большой знаток Древней Греции, автор ряда публикаций о культуре и быте ее народов в эпоху бронзового века. По его мнению, открытия греческих археологов неизбежно приведут к пересмотру многих представлений об укладе жизни киприотов, живших на острове в далеком прошлом.