Первые официальные сведения о маленьких человечках в тех краях относятся к 1925 году. Тогда пермский краевед М.А. Блинов натолкнулся на странное место в лесу. Позже под его редакцией вышла статья «Неисследованная пещера». По всей видимости, Блинов надеялся, что географы и исследователи заинтересуются загадочной находкой. Однако этого не произошло.
Только в 1990 году, обнаружив статью краеведа, известный пермский спелеолог Игорь Лавров решил разыскать потерянную пещеру. Но это оказалось не так-то просто. Дело в том, что за восемьдесят лет местность изменилась до неузнаваемости. А в 2002 году вскрылся подземный ход, ведущий в огромную пещеру.Таинственной находкой заинтересовалась и межрегиональная группа изучения тайн и загадок Земли и Космоса «Лабиринт». Ее руководитель, Андрей Перепелицын, рассказывает: «На 7 верст от Кунгура по направлению к Перми по Пермскому тракту есть под камнем большое отверстие, в которое может свободно пройти взрослый человек. В пещеру устроены небольшие копанные ступеньки. По народному преданию, в пещере этой проживали когда-то «чучки” – мелкие люди («чумазые”). Так утверждал сам Блинов, но, вполне возможно, что таинственная пещера, найденная спелеологом Лавровым, и есть древний вход «чучек”». К сожалению, найти ничего не удалось. Оно и не удивительно, ведь за долгие годы свод местами обрушился и многие ходы попросту обрываются на середине пути.
Пещера, получившая название Бабиногорской, не единственная в Пермском крае, где, согласно преданиям, жили загадочные чучки. Так, к примеру, в путеводителе по Уралу 1970 года упоминается некая гора Чучек, находящаяся в нескольких километрах от города Суксун. Группа корреспондентов «Комсомольской правды» в 2012 году провела самостоятельное исследование. Однако в городке старожилов почти не осталось, а предание о древнем народе помнила только Анна Ивановна Третьякова.«Карлики там жили, их чучками звали. Но их даже в старые времена никто не видел, есть только предание, что ушли они отсюда, когда русские на Урале поселились и их увидели… Но то, что маленькие они были – точно. С вершины горы к речке лесенки из камня были сделаны, вот такой высоты ступенечки (женщина разводит руки на высоту ладони). Несколько было лесенок, я сама их видела. Мой мужик покойный всегда их расчищал. Сейчас-то их, наверное, позатянуло землей, там наверху все разворотили, корчевали лес… Да и речка от горы давно отошла, она наш берег подмывает. Как-то, лет пятьдесят назад, точно напротив горы Чучек берег обрушился: открылись срубы и тоннель. Все удивлялись, приезжали какие-то люди, изучали, сказали, мол, далеко идет. Потом приехали с аквалангами, полезли и, как они нам сказали, исчез ход: обвалился», – рассказала женщина.,
Между тем, на запрос редакции о проведении исследований «подводного тоннеля» близ города Суксун только удивленно развели руками: ни уральские спелеологи, ни спелеодайверы, ни даже археологи никаких изучений не проводили. Кем же были таинственные исследователи? Что они искали: несметные сокровища подземных людей, или в очередной раз пытались стереть упоминания о сибирских гномах?
Елена Ивановна Коньшина, этнограф по профессии, а ныне редактор Кудымкарской газеты, сообщила: «Таких рассказов у нас много ходит. Сама записывала. Обычно говорят, что карлики эти, чудь, как чаще их называли, сами себя хоронили, когда завоеватели пришли: копали яму, ставили на столбах крышу, подрубали столбы… Были долго слышны стоны и плач из-под земли. До сих пор туда люди каждый год приходят. Предками чудь не считают, но все равно уважают. На месте одной их «могилы” даже крест поставили».
Впрочем, сказания о карликах-рудознатцах бытуют почти на всей территории Евразии, вот только называют их по-разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры… Среди них наиболее реалистичными, исследователи все-таки считают легенды Урала. Подземные жители чуть ниже обычного человека, как говорят, «с подростка»; народ древний, искусный и умелый, но физически слабый, вынужденный укрыться под землею от завоевателей.Владимир Лаговской, журналист газеты «Комсомольская правда», принимавший непосредственное участие в поисках загадочно исчезнувшего «народа гномов», попытался отыскать упоминания о чучках в историографических источниках. Любопытно, что их оказалось немало!
Удалось выяснить, что еще в петровские времена известный академик Симон Паллас писал о загадочных «чудских копях». Он, как и многие современные историки, предполагал, что чучки ни кто иные, как исчезнувший при невыясненных обстоятельствах народ «чудь». Несколько позже другой русский академик, Иван Лепехин, отмечал: «Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округ наполнены запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по-самоедски сирте».
Но и эти сведения только добавляют новых вопросов. В 2001 году В. Лаговской побывал с экспедицией в районе Белой Горы (Урал). Что интересно, исследователям и в самом деле удалось обнаружить загадочные подземные ходы. Однако, ко всеобщему сожалению, пройти по ним мог разве только ребенок, настолько узкими они были. Естественного происхождения эти ходы, или рукотворные? Вопрос и сегодня остается открытым.Для детального исследования нужны немалые средства, которых, увы, нет. Как, впрочем, и желания серьезных ученых заниматься «сибирскими гномами». Кто знает, возможно, когда-нибудь и эта страница русской истории будет открыта.