Автор продолжает: «Ученые назовут эти книги утопией, о которой не стоит и говорить, потому что идеи и доказательства, приведенные в них, могут разрушить собранную с таким трудом мозаику школьных премудростей. А обыватели, которых неясные грезы о будущем беспокоят лишь во сне, обнаружив, что прошлое еще таинственнее, еще дерзновеннее, еще загадочнее, предпочтут спрятаться, подобно улиткам, в «раковины» своих привычных представлений о мире.
Разве же не ясно, что с нашим прошлым, отстоящим от нас на тысячи и миллионы лет, что-то неладно! Оно изобилует неизвестными богами, которые посещали нашу добрую, старую Землю на пилотируемых космических кораблях. Оно оставило нам таинственные виды оружия, сверхоружие, секрет создания которых нам неизвестен, и научно-технические познания, смысл которых мы не понимаем до конца и сегодня.
Археология тоже преподносит нам сюрпризы. Вдруг находят электрические батареи, созданные многие тысячи лет назад, или изображения странных существ в совершенных скафандрах с платиновыми пряжками на поясах. Известны математические записи, в которых с величинами пятнадцатого порядка оперируют без помощи компьютера. Седая старина, похоже, располагает целым арсеналом невероятного. Но каким же образом наши столь отдаленные предки могли творить все эти чудеса?
Да и религии заставляют задуматься. Все религии без исключения сулят людям спасение. Боги стародавних времен твердили о том же. Почему же они нарушили обещания? Почему карали людей, пуская в ход невиданной силы оружие? Зачем стремились к их уничтожению?
Надо свыкнуться с мыслью о том, что те представления о мире, которые веками складывались в нашем сознании, неизбежно изменятся. Всего несколько лет исследований уже разрушили систему научных представлений, которая, казалось, вполне нас устраивала. Сведения, скрывавшиеся в книгохранилищах тайных обществ, открыты заново. Освоение космоса стало реальностью. Космические полеты, устремленные к планетам и звездам, становятся мерилом бездонных глубин прошлого. Тени богов, жрецов, властителей и героев возникают перед нами. Мы сумеем открыть их тайны, так как теперь у нас есть возможность основательно и достаточно полно постичь наше прошлое.
Древнейшие времена должны стать предметом научного изучения в современных исследовательских учреждениях.
Археолог должен использовать сверхчувствительные измерительные приборы при раскопках древних городищ.
Стремящийся познать истину служитель культа должен заново пересмотреть привычные догмы, подвергнуть их сомнению.
Боги седой старины оставили многочисленные свидетельства своего пребывания на Земле. Но только теперь мы достигли состояния, при котором стало возможным их расшифровать и прочесть, потому что проблемы космонавтики, как никогда раньше, близки нам сегодня. Можно утверждать, что в далеком прошлом наши предки столкнулись с пришельцами из Вселенной! Нам по-прежнему неизвестно, кем были эти внеземные разумные существа, и с какой далекой звезды они прибыли, но, тем не менее, мы полагаем, что эти пришельцы уничтожили часть существовавшего тогда человечества и, возможно, создали первого Homo sapiens.
Высказанное мнение должно привести к коренному изменению привычных нам представлений. Оно разрушает основу, на которой зиждется, казалось бы, совершенный мир наших взглядов. Задача этой книги — предъявить веские доказательства сказанному».
Забегая вперед, заметим: эти доказательства швейцарец Эрих фон Дэникен задолжал миллионам своих читателей во всем мире не только в «Воспоминаниях о будущем», но и в других написанных им бестселлерах, в том числе и в книге с претенциозным заголовком «Доводы». И хотя он держит наготове целый ворох патентованных ответов на недоуменные вопросы людей, он не в силах убедить кого-либо, потому что достоверных доказательств не существует. Он гораздо беспечнее тех, по его мнению, заблуждающихся ученых, которые знают, что каждый решенный вопрос порождает новые вопросы, за которыми возникают новые горизонты непознанного, и что получить исчерпывающие сведения о чем-либо, вероятно, никогда не удастся.
К тому же предположения Дэникена вовсе не новы. Еще до появления его первой публикации француз Робер Шару издал книги «Раскрытые тайны» и «Фантастическое прошлое»; перед этим философ Луи Повэл и ученый-естествоиспытатель Жак Бержье опубликовали «Вступление в третье тысячелетие»; их предшественником был Курт Лассвиц со своим романом «На двух планетах», вышедшем в 1897 году. Стимулом появления упомянутых книг могли быть произведения Эжена Жоржа «Исчезнувшие цивилизации» (1930), Ричарда Хеннига «Неведомые земли» (1924) и вышедшая в 1919 году в Америке книга Чарльза Хой Форта, в которой он рассказывал о внеземных существах, помещенных им на нашей планете. Этот далеко не полный перечень достаточен, однако, для наших целей. Предшественники и единомышленники Дэникена, как и он сам, пользовались одними и теми же старинными источниками, точно воспроизводя мысли и рассуждения их авторов.
«Кто много тысячелетий назад выгравировал на камне воздушный корабль? Посещали ли марсиане древний Вьетнам? Использовалась ли атомная энергия и лазер еще до времен всемирного потопа? Существует ли Гильгамеш? Кого называли сыновьями Луны? Каким оружием владела Медуза-Горгона? Это лишь часть вопросов, на которые отвечает Петер Колосимо, не скупясь к тому же и на иллюстрации. Он считает, что современный исследователь не должен капитулировать перед двойным барьером — Вселенной с ее волнующими загадками и теми унаследованными от предков древними поверьями, в которых можно найти объяснение этим тайнам. Его последняя книга посвящена захватывающей теме, а именно археологии палеоконтактов. Проявляя чудеса казуистики и недюжинный темперамент, Колосимо развивает тезис о том, что наша Земля с незапамятных времен посещается внеземными существами, что и сам человек, возможно, лишь звено в эволюционной цепи живых организмов, зародившихся в глубинах космоса и позднее обосновавшихся на нашей планете».
Так писала генуэзская газета «Ил лавора» о коренном жителе Южного Тироля Петере Колосимо, который своей книгой «Они прибыли с другой звезды» — более поздним, дополненным и исправленным вариантом «Неизвестной Вселенной» — преследует ту же цель, что и Эрих фон Дэникен. Однако он, как и другие эпигоны знаменитого швейцарца, не удостоились шумного успеха. Почему? Разве то, что описывает Колосимо в своих произведениях, не представляет интерес?
Вовсе нет. Но книги Колосимо и других, подобных ему авторов, которые посвятили себя этой теме, читаются далеко не с таким захватывающим вниманием, как произведения Дэникена. «Конечно, его фразы приходится изрядно «обстругивать», поскольку то, что он излагает на бумаге, по словам издателя, не более чем эмоциональное словоизлияние непрофессионала». Поэтому издательство вынуждено переписывать рукописи своего преуспевающего автора, что оно и делает с помощью Вильгельма Утермана, писателя, проживающего в Роггерсдорфе под Мюнхеном, который из опыта своей деятельности в качестве продюсера и сценариста хорошо знает вкусы публики. Утерман, как сообщал Дэникен в письме своему издателю во время работы над «Воспоминаниями о будущем», переделывает каждую фразу, чтобы подготовить книгу к печати.
Социолог Кёльнского университета профессор Ганс Ангер в интервью журналу «Шпигель» (№ 48 за 1969 год) по поводу невероятного успеха книги Эриха фон Дэникена сообщил следующее:
«Безусловно, существует множество причин, подчас совсем банальных. Исключительная занимательность книг Дэникена неоспорима. Можно также предположить, что успех его произведений был предрешен пристрастием публики к ранее вышедшим научно-популярным книгам по археологии, таким, как книга Керама «Боги, гробницы, ученые», или книга Келлера «А Библия ведь права». Эта литература отвечает современным запросам публики, популярно излагая мифы, пытаясь проанализировать библейские сюжеты с научной точки зрения… Мне не хотелось бы объяснять успех книг Дэникена только полетами на Луну и вызванным этим интересом к подобной тематике. Новым важным фактором является, мне кажется, растущее внимание к научной фантастике. Современный человек находит особую прелесть в возможности представлять себе фантастические достижения в области техники».
Конечно, полет человека на Луну вызвал лавину изданий: когда в рождественские дни 1968 года «Аполлон-8″ крейсировал вокруг Луны, а затем 21 июля 1969 года астронавт Армстронг первым ступил на ее поверхность, стала, наконец, реальностью древняя мечта человечества. Еще в 160 году н. э. писатель и философ Лукиан из Самоса в своих «Правдивых историях» описывал высадку на Луне целой группы путешественников; спустя 1400 лет астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) в романе-утопии рассказывал о регулярных полетах на соседние с Землей планеты; наконец Жюль Верн в одном из фантастических романов повествует о трех американцах из Флориды, «выстреленных» из пушки на Луну. И вот в 1969 году фантастика вчерашнего дня превратилась в свершившийся факт. До полета человека на Луну многие считали это абсолютно невозможным, теперь же их мнение внезапно изменилось на диаметрально противоположное: сейчас они убеждены, что ничего невозможного нет!
Освоение Вселенной началось. Правда, если представить ее размеры, то наши первые попытки проникновения в космос больше напоминают прыжки блох. Когда космические корабли смогут углубляться в космические просторы, их экипажи, быть может, встретятся с инопланетянами, которые, что вполне возможно, обогнали нас в своем развитии. Знают ли они что-либо о нашей Земле? Много ли времени прошло с их последнего посещения Земли?
В декабре 1968 года люди впервые увидели на экранах телевизоров Землю, снятую из космоса. Начало космических полетов знаменует собой и вторжение космических далей в человеческую жизнь. Человек Земли стал теперь чувствовать себя среди мироздания еще более одиноким, чем раньше. Может быть, именно поэтому он стремится найти себе подобных во Вселенной?