Мне всегда казалось, что иностранцы гораздо более сумасшедшие, чем мы, а потому, одним из моих излюбленных занятий является поиск интересных иностранных сайтов в Интернете. На некоторых из них можно встретить довольно удивительные вещи, если не сказать, страшные. Несколько недель назад, не придумав себе занятия на вечер, я, как обычно, полезла на иностранные поисковики, в надежде наткнуться на какой-нибудь увлекательный образчик. Собственно, сайтов я тогда просмотрела великое множество, и, честно говоря, ничего особенного на них не заметила, но запомнилось мне одно, с первого взгляда непримечательное, название. Оно было выделено красным цветом и располагалось на неком форуме. Звучало оно так: «La rose sanglante». Очевидно, французский. Я не сильна в этом языке, поэтому проглядела страницу, ничего не поняла и закрыла сайт, переключившись на другие. Через какое-то время, побродив еще немного по сети, я поймала себя на мысли, что название никак не выходит из моей головы – что-то было в нем странное. Вернее, даже не в нем, а в самом форуме, на котором этому творению был посвящен целый топик. Форум (а вместе с ним и сайт) был посвящен чему-то мистическому – по крайней мере, мне так показалось, так как выполнен он был в черных и кровавых тонах. Мне стало любопытно, что же такое пользователи обсуждали, но, старательно отыскивая закрытую вкладку, я с сожалением поняла, что не имею понятия, где она. Вроде бы вернулась на все сайты, на которых была – искомого не было. Возможно, я просто перешла по какой-нибудь ссылке, и потому форум просто затерялся, последующие мои попытки найти его через поиск по ключевым словам тоже успеха не принесли. Но я радовалась тому, что запомнила название. Вбив его в строку поиска, я приготовилась узнать, что же эти три слова означают.
Любопытно, но кроме французских сайтов ничего другого мне не попадалось, выходит – эта вещица дальше Франции не ушла. Воспользовавшись переводчиком, я выяснила, что дословно В«La rose sanglanteВ» переводится как «Кровавая роза». Попытавшись найти на наших, или хотя бы англоязычных, ресурсах что-то подобное, я натыкалась, как правило, на разного рода литературные произведения, картины или какие-нибудь короткометражки. Все это явно не было тем, что я искала – в том топике упоминались системные данные компьютера, что позволило мне сделать вывод, что «La rose sanglante» является какой-то программой.
Короче говоря, я снова вернулась на французские поисковики, и стала бродить по всем ресурсам, где встречались слова «La rose sanglante». В итоге у меня набралась целая коллекция вкладок, в содержании которых я ничего не понимала. Просидев с ними полночи, я выключила компьютер и легла спать, решив, что разберусь с этим завтра. А на следующий день мне пришла куда более гениальная идея – казалось, я нашла выход и, наконец, узнаю, чем же является «Кровавая роза». Одна из моих коллег по работе, а по совместительству подруга, является ярой поклонницей различных языков и вечно их изучает. На ее счету, если не ошибаюсь, свободное владение испанским, немецким, английским, французским, корейским и, разумеется, русским. Заручившись ее помощью, я вернулась с работы и скопировала с найденных французских сайтов все, что относилось к «La rose sanglante», а потом переслала подруге по почте. Ответа от нее не было около пяти дней – ее плотный рабочий график оставлял мало времени на личную жизнь. Но по прошествии указанного времени, я пригласила ее в гости и она рассказала мне все, что ей удалось перевести.
По большей части все то, что я ей отправила для перевода, не представляло собой интереса – информация была разрозненной, поэтому поймать общую суть было сложно – но ей это удалось. Я оказалась права: «La rose sanglante» представляла собой компьютерную игру, изданную и распространенную только во Франции. Далее постараюсь рассказать полную историю, которая сложилась по кусочкам из множества источников, один из которых я хотела указать в качестве примера, однако, на момент написания этой истории, проверив ссылку, я выяснила, что ведет она теперь на совсем другой сайт (понятия не имею, куда делся прежний, но ссылку оставлю, ибо прошлая информация, может, однажды вернется на место: http://www.horror.fr/). Разумеется, рассказ подруги был немного сумбурным и непоследовательным, поэтому я изъясню все как можно более логично. Единственное, отмечу, что в игровых понятиях я не сильна, а потому буду повествовать своим языком.
Итак, в 1989 году, юный француз Поль Пьега и его друг – Анри Ламар, - будучи студентами весьма престижной гимназии, решили создать нечто, что помогло бы им разбогатеть в будущем. Так как оба с ума сходили по компьютерным играм, решение они приняли быстро – стоит заниматься тем, что им нравится. К тому же, к своим семнадцати годам Пьега довольно неплохо разбирался в программировании, а потому он не видел трудностей создать небольшую игру. Ламар, немного уступающий товарищу в умственных способностях, заверил, что сюжет, прорисовку персонажей и прочее он берет на себя, и уже через пару дней после этого друзья приступили к выполнению своего плана. Однако почти сразу возникло несколько разногласий, и касались они фактически всего, что было связано с игрой. Поначалу Пьега и Ламар не нашли компромисс в жанре игры, позже – в цели и сюжете. В итоге, сильно рассорившись, они какое-то время шли порознь, и проект был приостановлен. Пока что началом этой работы можно было считать только название, которое было предложено Ламаром, и с которым Пьега неожиданно быстро согласился. Проект носил имя «La rose sanglante», что означало «Кровавая роза». Никто из друзей никогда не задумывался, по каким именно причинам игра должна была называться именно так, но название не менялось, даже после того, как сам проект перекраивался кардинальным образом. Многие утверждают, что именно в названии и кроется причина того, что «La rose sanglante» для Пьеги и Ламара стала первой и последней работой.
После ссоры прошло достаточно времени – около года – прежде, чем молодые люди помирились и решили вновь взяться за совместную работу. Они обсудили все нюансы, мешающие им двигаться дальше – большой поклонник хоррора Ламар настаивал, чтобы игра носила характер ужасов, но Пьега с этим был не согласен, считая, что это может отпугнуть основную тогда целевую аудиторию – подростков. В конце концов, Ламар согласился и полностью изменил сюжет игры. После этого решения, стараниями Пьеги, игра была создана довольно быстро, так что уже через полгода усердной работы ее первая версия появилась на одном из французских игровых форумов – пока бесплатно, только, дабы заинтересовать народ. Видя «симпатичное» название игры, многие брались за ее прохождение, но восторгов она не вызывала, и в ней действительно ничего интересного не было. Речь в первой «La rose sanglante» шла о некоем рыцаре по имени Сано и его возлюбленной – принцессе Вильгельмине, которую похитил дракон и заточил в темнице. Как настоящий герой, Сано отправляется ее спасать, и, чтобы дойти до финала, ему следовало пройти около пятнадцати раундов и сразиться с тремя драконами. Ловушки, как и битвы с драконами, были несложными, и игроки быстро освобождали Вильгельмину. Уже через месяц «La rose sanglante» потеряла к себе интерес, и осталась пылиться в забытом топике где-то на задворках форума.
К тому времени Пьега, познакомившийся с красивой девушкой, подумывал о женитьбе, да и вообще стал больше заботиться о реальных вещах, типа поиска серьезной работы, перестав считать, что с помощью подобных игрушек можно было прокормить себя. Его дядя порекомендовал Поля в одну из строительных фирм, где Пьега сначала работал курьером, одновременно обучаясь в колледже, а позже получил место помощника руководителя одного из отделов фирмы. Пока его карьера развивалась успешно, он и думать забыл о «La rose sanglante». Гораздо сложнее дела обстояли у Ламара, который, не получив на форуме положительных отзывов об игре, впал в глубокую депрессию. Он так и не окончил колледж, перестал общаться с Пьегой и другими друзьями, постоянно сидел у себя дома, и, как утверждала его сестра, иногда навещавшая его, работал дома через Интернет. Первое время Пьега переживал за товарища, успокаивая его тем, что в жизни еще все наладится, и не стоит так волноваться из-за какой-то игры, но после того, как разъяренный Ламар обвинил Поля в том, что это была его вина – дескать, именно из-за него Ламару пришлось менять сюжет – Пьега больше не звонил и не приходил к Анри домой. После этого инцидента прошло несколько лет, и, казалось бы, на этом история «La rose sanglante» должна была кончиться. Однако именно с этого момента и началась ее темная полоса, которая и прославила «Розу» на всю Францию.
Спустя четыре года, на почтовый ящик Пьеги пришло странное сообщение от неизвестного, с просьбой подсказать, каким именно образом можно обойти ловушку с пауком в последнем раунде игры «La rose sanglante». Далее незнакомец заявил, что с этим вопросом вот уже несколько недель сидит весь форум и, так и не найдя ответ, они решили обратиться напрямую к создателю (на форуме были указаны адреса Пьеги и Ламара, дабы игроки присылали туда свои пожелания и отзывы). Так как об игре уже долгое время не было ничего слышно, Пьега был почти потрясен этим сообщением и незамедлительно прошествовал на форум, чтобы убедиться в искренности слов адресата. Однако, как позже он признался своей жене, больше всего его удивило даже не внезапное внимание к уже забытой простенькой игрушке, а то, что никакого паука и, тем более, ловушек, с ним связанных, в «La rose sanglante» не было.
Пройдя на форум, по кинутой незнакомцем ссылке, Пьега пришел в ужас: топик был в числе самых популярных, и вот почему: некто, под ником «Sano5», утверждал, будто «La rose sanglante» является проклятой игрой и способна убивать. Ниже он приводил выдержки из газет, в которых действительно указывалось, кто умер и от чего. Все смерти назвали «странными», но никакого упоминания о том, что жертвы были как-то связаны с «Розой», не было. Впрочем, пользователям форума и этого хватило – мгновенно игра приобрела успех, и каждый из игроков считал своим долгом сыграть в «La rose sanglante», чтобы убедиться, что он сможет противостоять проклятью игры и пройти ее до конца. Однако, последние сообщения топика описывали крайнее удивление пользователей – действительно, никто из них, как и написал некто в письме Пьеге, не мог справиться с гигантским пауком, который сначала умело сражался с храбрецом Сано, а потом, после победы над ним, съедал его и его невесту Вильгельмину.
Проигнорировав все вопросы по поводу прохождения сцены, которой в игре никак быть не могло, Пьега решил, что это все – всего лишь розыгрыш со стороны оскорбленного и обиженного Ламара, о котором он не слышал уже очень давно, но прекрасно знал, как серьезно его некогда близкий друг относился к «Розе». А потому Поль выбросил все это из головы и вернулся к прежней жизни, тем более, что вскоре его ждало очередное повышение. А позже, буквально через несколько дней, позвонил сам Ламар с просьбой помочь ему воскресить «La rose sanglante», так как, на его взгляд, первая версия изрядно устарела, и он хотел бы переделать историю. Пьега отказался, но поинтересовался, не он ли приложил руку к легенде о том, что игра проклята. Ламар лаконично ответил, что он всего лишь «добавил ей популярности», и в этом ничего плохого нет. На этом разговор двух товарищей был окончен, и больше голос Ламара Пьега никогда не слышал.
Последующие несколько месяцев прошли для Поля спокойно и даже отлично: его повысили, он узнал, что его жена беременна, и, к тому же, его дядя, не имевший семью, умер, завещав все свои сбережения племяннику. О «La rose sanglante» и о звонке Ламара Пьега не вспоминал, пока однажды на его почту снова не пришло странное письмо, содержащее примерно тот же текст, что и прежде: просьба помочь пройти определенный участок игры «Розы». На сей раз игрок не представлял возможным спасти Сано от огненного красного шара, который возникал на его пути всякий раз, когда он пытался преодолеть огромный водоем с хищными рыбами, норовившими съесть его, пока он прыгал по облакам, чтобы достичь другого берега. Огненный шар невозможно было уничтожить, и он постоянно сбрасывал Сано в воду, где он превращался в пищу для рыб. Разумеется, ничего подобного в игре не было, поэтому Пьега просто удалил сообщение, и не обратил на него внимание. Правда, спустя сутки, аналогичных писем было уже около десяти – не прочтя, Поль так же отправил их в корзину. Еще через день писем было уже около сотни, а через неделю – в несколько раз больше. Проглядев несколько из них, Пьега пришел к выводу, что всем адресатам требовалась помощь, чтобы пройти игру до конца, но в каждом письме сообщались все новые и абсолютно разные сложные и непроходимые ситуации, которых в «La rose sanglante» никогда не было и быть не могло в силу совершенно другого сюжета! Создавалось впечатление, что игроки просто перепутали игры, однако неизменно в письмах фигурировало одно название и два имени: La rose sanglante, Сано и Вильгельмина, то есть, предположение о путанице было абсурдом.
Решив, что Ламар продолжает над ним шутить, разъяренный Пьега позвонил бывшему другу, чтобы потребовать больше не тревожить его выдумками, однако, на том конце провода его поджидал сюрприз: Ламар больше по старому адресу не проживал (хотя квартира принадлежала его родителям), куда уехал Анри новый жилец не знал. Не долго думая, Пьега позвонил его сестре, но весьма изумленная этим звонком, она сообщила, что Ламар умер пять лет назад – он покончил жизнь самоубийством. Поль не поверил, заверив, что совсем недавно Ламар звонил ему, но расстроенная девушка лишь назвала адрес кладбища, на котором Анри был похоронен, и положила трубку. Позже Пьега побывал на могиле друга, и действительно пришел к выводу, что тот человек, кто звонил ему несколько месяцев назад, никак не мог быть Ламаром, тем не менее, Поль не сомневался, что это был именно он – Ламара он знал слишком хорошо, чтобы не суметь отличить его от какого-то незнакомца.
Пьега в призраков не верил, поэтому убедил себя, что кто-то подшутил над ним, очень точно скопировав Ламара, однако ощущение страха не покидало его. Писем приходило все больше, многие игроки требовали, чтобы Пьега лично посетил форум и внимательно прочитал сообщения – «La rose sanglante» уже всем представлялась как совершенно нелогичная игра, со множеством довольно странных ходов, к сюжету не относящихся, так что, в конце концов, стали поговаривать, что создатель – просто сумасшедший. Пьега обратился к пользователям с просьбой предоставить скриншоты из игры, отсутствие которых подтвердило бы его догадки о том, что это всего лишь шутка. К его глубокому изумлению, вместе с письмами игроки стали прилагать и картинки из «Розы» - и действительно, все они были разными, с чудовищами и монстрами, которых ни Пьега, ни Ламар никогда не создавали. Все остальное в игре было тем же, что и раньше – Сано с мечом в руках, и заточённая в темнице Вильгельмина. Драконы исчезли – вместо них герою попадались огромные летающие змеи; кидающиеся во все стороны сгустками крови птицы, напоминающие воронов; сухопутные рыбы, способные убить рыцаря одним взмахом своего хвоста, или даже великаны-людоеды, изрыгающие отрубленные головы младенцев.
Дни шли, а Пьега не мог отделаться от пользователей форума – с каждым разом письма все больше пугали его, скриншоты из игр казались зловещими, а описания битв Сано с врагами напоминали какие-то кошмарные сны. Интерес игроков к когда-то безобидной игрушке «La rose sanglante» не иссякал, пока Поль не осознал, что, возможно, кто-то перекроил игру на свой лад и, как хотел по телефону несколько месяцев назад тот, кто назвался Ламаром, дал «Розе» второй шанс, выпустив новую, обновленную версию. Пьега поинтересовался у некоторых игроков, в какую версию они играли и узнал, что все пользовались ссылкой, указанной в топике. Пьега скачал игру себе, обнаружив, что никаких изменений в установщике не было – игра была такой же, как и несколько лет назад. Более того, потратив пару часов на прохождение, пораженный Пьега не увидел никаких добавлений – «La rose sanglante» ничем не отличалась от созданной им самим и Ламаром. Сано прошел все уровни, победил трех драконов и спас Вильгельмину. На этом история закончилась. К тому времени, ожидая увидеть все то, что ему присылали игроки в своих письмах, Пьега уже был уверен, что с игрой что-то не так. Он побродил по другим игровым форумам, но больше нигде ссылок на свою игру не увидел, и решил, что другой версии «Розы» не существует. Оставалось выяснить, откуда пользователи находили в ней совершенно иные варианты развития сюжета.
Между тем, ажиотаж в прохождении «La rose sanglante» достиг своего апогея – почти все со страхом утверждали, что игра проклята, и пройти ее невозможно. Никто из тех, кто брался за нее, дойти до конца так и не смог. Детали и герои игры потеряли свои прежние образы и теперь выглядели пугающе: Сано превратился в охотника за демонами, Вильгельмина – в вампира, которая попала в плен, будучи помощницей Сано и отрекшаяся от своей темной стороны, а драконы – в чудовищ подземелья, которые вырвались на свободу, чтобы убить всех людей. Из всего этого хаоса Пьега уяснил только одно: каким-то невероятным образом «La rose sanglante» каждый раз генерирует новых врагов для главного героя и создает для него разные ловушки. Каким образом это происходило, он не знал, но понял, что до добра его творение не доведет, а потому поспешил написать администрации форума с просьбой удалить игру.
Ссылка была удалена, а вместе с ней и сам топик – тогда в нем уже обсуждали случаи самоубийства нескольких игроков, которых якобы проклятая игра свела с ума. После исчезновения ссылки народ поуспокоился, и временно почтовый ящик Пьеги пустовал. Однако немного подзабывшему об этой истории Полю, через несколько дней пришло письмо от того же неизвестного, что писал ему в самом начале. Он спрашивал, с какой целью Пьега всякий раз меняет сюжет игры и когда, наконец, свет увидит окончательную версию. Пьега проигнорировал письмо, но неизвестный не отставал, присылая по сообщению каждый день, где указывал ссылку на какой-то источник. Каждый раз, когда Поль открывал его, ему вылетала несуществующая страница.
Вспомнив, что именно говорил ему некто, назвавшийся Ламаром (или сам Ламар – Пьега стал допускать и такую мысль), он решил, что все происходящее вокруг – его вина, и, возможно, вернуть себе спокойную жизнь он сможет только, если выполнит просьбу Ламара – сделать игру такой, какой он хотел видеть ее при жизни. Вероятно, в «La rose sanglante» Ламар видел признание обществом своих творческих данных, к которым относился очень серьезно, и поражение с «Розой» вынудило его покончить с собой.
Взяв за основу жанр ужасы, Пьега полностью переделал сюжет, но никак не мог припомнить все то, что Ламар первоначально хотел включить в повествование. В итоге он пришел к мысли, что стоит обратить внимание на все те рассказы, что присылали ему игроки. Выбрав несколько монстров, на его взгляд, самых отталкивающих и сильных в бою, он полностью изменил игру, однако столкнулся с несколькими проблемами: во-первых, если все это и укладывалось в один сюжет, выглядел он все равно не страшно, а даже нелепо; во-вторых, прохождение получалось однообразным и скучным; и, в-третьих, Пьега чувствовал, что идет в неправильном направлении.
Через несколько недель безрезультатных поисков выхода, Пьега понял, что ни о чем другом думать уже не может. Его жена, родственники и коллеги по работе стали серьезно переживать за него, но Поль не обращал на их слова никакого внимания. Он подолгу бывал на могиле Ламара и мог часами спрашивать у него о том, в какую сторону изменить «La rose sanglante». Этот вопрос занимал его настолько, что он задавал его даже психиатру, на прием к которому его вынудила записаться жена.
Но свое перерождение «La rose sanglante» не пережила – по крайней мере, из рук Пьеги. Поговаривали, что «Роза» появилась где-то на другом ресурсе – дескать, ее выложил один из игроков с того самого форума, у которого игра осталась, но по каким-то причинам никто скачать ее больше не мог. Более того, пользователи, боясь сойти с ума и веря в проклятие, удалили ее со своих компьютеров, и достать ее стало проблематично, а через пару лет после этого – и вовсе невозможно.
Пережив несколько нервных срывов, Пьега попал в психиатрическую лечебницу, где лечился от душевных расстройств, и в 2008 году был выписан. Он заверял, что полностью излечился и готов вернуться на работу. О «La rose sanglante» Пьега больше не упоминал, по крайней мере, в присутствии кого бы то ни было.
На этом история странной игры «La rose sanglante» заканчивается. На одном из сайтов сообщалось, что эта вещь действительно опасна, так как на нее наложено проклятие самоубийцы – в это французы верят очень сильно, и по разным источникам приводились весьма противоречивые данные о количестве жертв, пострадавших от нее. Неизменным остается только одно: «La rose sanglante» имела очень важное значение хотя бы для одного человека, который, по-видимому, вложил в нее, если и не всю жизнь, то половину – точно. Один из игроков «La rose sanglante» однажды признался, что ему все время казалось, будто во время прохождения с его героем происходило то, что он хотел бы видеть в сюжете. Это дало повод утверждать, что, разочаровавшись в своем творении, Ламар покончил с собой, перед смертью пожелав, чтобы каждый, кто когда-то прикоснется к «Розе», увидел в ней то, что хотел бы видеть, как когда-то он сам.
Возможно, в каком-то роде «La rose sanglante» действительно была проклята, но об этом уже никто и никогда не узнает – остается лишь строить догадки. В завершение я хотела бы привести пару скриншотов из «Розы», которые мне удалось достать – это первая версия игры, такая, какой первоначально ее создали Пьега и Ламар.