Былички

Категория: Легенды, Дата: 3-12-2010, 00:00, Просмотры: 0

В народных верованиях, практикуемых человечеством, значительную часть составляют чисто прикладные, в том числе и связанные со способами противостояния всевозможной нечисти и нежити. Среди чисто российских народных средств первое место традиционно занимают поминание Бога, молитва, молебен, благословение, крест, Библия. Они спасают от происков леших, кикимор, покойников. В некоторых случаях помогает несусветная ругань: ведьмы и кикиморы лишаются способности вредить, если их круто обругать.

Вот несколько народных быличек:

А вот как выглядит та же самая ненаучная процедура в исполнении коренного деревенского жителя:

...Пробудилась я. Пробудилась, гляжу: возле бочки стоит девочка! Вот така стоит девочка!

- Тут кто, - говорит, - спит, мальчик или девочка?

Я молчу лежу. Она второй раз:

- Тут кто, - говорит, - спит, мальчик или девочка?

Я молчу. Третий раз:

- Тут кто лежит, девочка или мальчик? Счас задавлю! - И раз на меня!

Я - ни вздохнуть, ни охнуть. Ни туда ни сюда. Не могу, никак не могу. Че такое? Я никак. Крутилась-крутилась, крутилась-крутилась. Но, вспомнилось мне: надо материться, по матушке надо сказать, вот так. Я хочу сказать - никак не могу сказать. Но, сказала. Она соскочила с меня..." .

В некоторых случаях человека при встрече с покойником выручает самая обыкновенная хитрость:

"У одной женщины был мужик, и он скоро умер. Она долго горевала, как будет жить одна, справляться с хозяйством без него. И стал ходить к ней муж помогать. Она стала потихоньку худеть. Соседка спрашивает:

- Ты чего, девка, думаешь все о муже?

И женщина рассказала ей, что муж все время приходит. И бабушка научила:

- Ты сядь на порог, распусти волосы, сиди чешись и щелкай семечки. И он будет спрашивать: "Что ты ешь?" - отвечай: "Воши".

Так женщина и сделала. Когда она все это сказала, он плюнул и перестал к ней ходить".

Вот как согласно быличкам происходит примечательный бой с тенью оборотня:

"...В их деревне жили мать с дочерью. Дочери годов восемнадцать было, а матери под шестьдесят - худенька такая, горбатенька. И вот они ночами жили в пещерах, в скалах, а днем дома. Превращались в птиц страшных и нападали на людей. Напугали раз его сестру, Анной звали. Дак вот, один старик его научил:

- Ось снимай с передка, а как они свиньей или птицами побегут, бей в тень.

Он так и сделал. Утром пошли, а у нее, у матери, все расшиблено".

Быличку эту рассказал житель города Нерчинска Читинской области Федот Федорович Колмаков 1902 года рождения. А сам в свою очередь услышал от одного старика в 1924 году. Записана же быличка в 1969 году.

Подобное же поверье существует и в Исландии.

За симпатичной вдовой, живущей на ферме, ухаживало много мужчин из поселка, но она не собиралась выходить замуж. Получив отказ, все, кроме одного известного в округе колдуна, смирились, а тот, обидевшись, затаил злобу.

Однажды летним днем вдова готовила ужин для рабочих фермы. Зайдя в кладовую, она вдруг почувствовала себя странно и, оглянувшись, увидела, как по стене ползет черная тень с белым пятном в центре. Женщина поняла, что это "послание" колдуна, и ударила кухонным ножом в это белое пятно - единственное уязвимое место. Тень моментально исчезла, а вместе с ней пропал и нож. Только на следующее утро, выйдя во двор, вдова обнаружила свое оружие - нож лежал воткнутым в человеческую кость".

Согласно былинкам помогает и стрельба по тени (фантому) оборотня:

"Потом случай был... Бабушка рассказывала. Она шла, и вот видит она: ну, птица кака-то летит и все за ими. И вот раза три... А потом отец ее вышел, и вместе он с ней пошел, с бабушкой, и в нее выстрелил. Чувствует, что он в нее попал, в эту птицу, она не падат, ниче... А потом бабушка пришла, дряхла кака-то бабушка. И это... короче, он в тень-то выстрелил - она упала, птица-то (по земле тень-то идет...). Они наутро пришли, значит, к соседке. А у нее рука перевязана и на ноге че-то, но, в общем, кровь. Бабушка спросила (она уже старуха, ей девяносто было):

- Ну, че у тебя рука-то?

- Да я вчера упала, - говорит, - но, зашиблась просто.

А потом это... - бабушка рассказыват, - мы пошли подсматривать (ну, ее не стало, птицы-то, ниче), у ней ставни закрыты и шторки там. Мы ставень один открыли и смотрим: а у ней видно, что выстрелено было, прострелено дробью, рука прострелена, нога... Она как раз перевязывалась, примочки там делала".

Эту быличку в 1976 году рассказал житель села Газимуровский Завод Газимурозаводского района Читинской области Виктор Константинович Кузнецов 1952 года рождения.

А вот в отношении такой нежити, как домовой, способы борьбы практически отсутствуют, и понятно почему: главное назначение этого персонажа народной демонологии - охранять человека, а не вредить ему: он помогает по хозяйству, отводит беду, общается с людьми, предсказывает будущее, дает советы. За непослушание же, за нарушение обычаев наказывает. Иногда шалит и даже вредит, но его можно задобрить, надо только понять, что ему надо. Бывает, встреча с домовым даже подсказывает человеку правила безопасности при столкновении с нежитью:

"Лежит женщина одна ночью и слышит, что прядет кто-то. Посмотрела: она сидит, суседка, суседиха. Вся в тряпье, в рубцах, страшная, маленькая. "Не смотри на меня, - говорит, - а то такая же будешь". И скоро у нее пожар был. Все сгорело, и она тоже. Нельзя смотреть на них, не к добру они показываются".

Но не все встречи подобного рода заканчиваются столь трагически:

"С моим дядькой так было. Лег он вместе с сыном спать. А сыну было лет десять. Сыну не спалось. Он открыл глаза и увидел как бы поросячий нос. И он так чмокает, как поросенок. И лезет к нему, а он к отцу под бок. И накрылся одеялом со страху. Потом дядька мой до поросячьего визгу напился, у него вытащили часы и зарплату. Потом моей тетке объяснили: это не к добру, когда видишь домового явно".